392008, г. Тамбов, ул. Советская
д. 181 "б", каб. 302
тел.: (4752) 42-23-62
e-mail: tmbalrf@mail.ru

Можно ли отменить домашние задания в школе?

Дата публикации: 07 апреля 2022
Сегодня нередко от школьников и даже их родителей можно услышать жалобы на то, что домашние задания отнимают очень много времени, которое ребенок мог бы потратить на внешкольное развитие, творческие занятия или отдых. Однако существует и другая точка зрения, которая состоит в том, что домашнее задание – это необходимое дополнение к уроку, потому что лишь единство урочной и внеурочной работы может обеспечить целостность образовательного процесса. Споры на эту тему порождают закономерные вопросы. Как, учитывая интересы школьников и стремления педагогов, обеспечить правильный баланс в образовании? Является ли обоснованной практика отказа от домашних заданий в школах? Как перейти на образовательный процесс без внеурочной работы?

Содержание образования определяется образовательной программой, которая разрабатывается непосредственно самой образовательной организацией (ст. 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Согласно ч. 3 ст. 47 указанного Федерального закона педагогические работники пользуются академическими правами свободы выбора и использования обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а также имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). При этом в соответствии со ст. 43 Федерального закона обучающийся обязан добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные педагогическими работниками. Таким образом, если педагог использует домашние задания в качестве метода обучения – ученик обязан выполнять их.

Но в тоже время важно знать, что закон допускает возможность не использовать практику домашних заданий - если так решит образовательная организация совместно с органом школьного самоуправления. Как мы отметили выше, именно учителю и образовательной организации принадлежит право определения методик преподавания, системы построения урока, формы промежуточных аттестаций. Поэтому если педагог и школа совместно с родителями решат, что можно достигнуть требуемых результатов образования без домашних заданий – домашнюю работу можно отменить. Сделать это можно как в отношении всех учеников в школе, так и отдельно взятых классов, параллелей, предметов. Чтобы инициировать отмену домашних заданий заинтересованным родителям и детям необходимо поднять этот вопрос на заседании (собрании) органа школьного самоуправления, который учрежден в школе.

Если предложение будет поддержано – с оформленным протоколом необходимо обратиться к администрации образовательной организации.

Если же школа работает по системе домашних заданий – важно, чтобы по своему общему объему домашние задания соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям. Так, согласно п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» общий объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

Материал подготовлен с использованием Системы ГАРАНТ по состоянию законодательства на 07 апреля 2022 года (официальный представитель разработчика Системы ГАРАНТ в Тамбовской области компания «Плюс Гарантия Тамбов») в рамках проекта Тамбовского отделения Ассоциации юристов России «Правильная школа», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.

Алина Конюшкова